Поэтика пространства
06 Сен – 16 Окт 2019

Концепт есть мысль, сданная в архив, а значит, это мертвая мысль

Г. Башляр, Поэтика пространства (1958)

Название выставки – оммаж культовой работе Гастона Башляра, посвященной феноменологии пространств. Впервые изданная в 1958 году, она посвящена исследованию той роли, которую интуиция и память играют в восприятии предметов и окружающих их пространств. Чувственный опыт значительно дополняет привычные образы, окружающие нас: такие ежедневные предметы как шкаф или лестница воспринимаются как лирические декорации в спектакле воспоминаний и ассоциаций.

… есть ли смысл взять дом в качестве инструмента анализа человеческой души? Душа есть жилище. И когда мы вспоминаем о «домах», о «комнатах», мы учимся «жить» в самих себе. Уже теперь очевидно, что образы дома двойственны: они обитают в нас также, как мы обитаем в них.

Г. Башляр, Поэтика пространства (1958)

Методология Башляра применима и к объектам искусства. В первой групповой выставке галереи fābula собраны работы семи российских художников. Живопись, фотография, скульптура, видеоарт, работы из текстиля – разнообразие медиа и выразительных приемов в экспозиции контрастирует с аскетичностью художественного высказывания. Все работы, представленные на выставке – это образы личных переживаний. Пространства и предметы, пропущенные через воображение художника, становятся поэзией: эстетическая составляющая в них отделяется от концептуальной, а интуитивная – от логической.

Подлинное переживание пространства согласно теории Гастона Башляра может быть только абсолютно счастливым, так как это – акт творчества, а творчество освобождает. Пятна цвета в абстрактных работах Ирины Старженецкой и Елены Минаевой, поэзия материала в объектах Анатолия Комелина, Ирины Затуловской и Анны Кузнецовой – работы в экспозиции вступают в диалог друг с другом, отражаясь эхом в исторических элементах интерьера, в котором они выставлены, они создают пространство, умиротворяющее страсти большого города.